СОЦИОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ


СОЦИОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ
- специальная социологическая теория  объяснительного уровня, изучающая инновацию как феномен общественной жизни, связанный с материально-предметной и духовной деятельностью людей, в процессе которой они создают новые объекты культуры, а также разрабатывают и осваивают не существовавшие ранее способы производства различных благ.

Объектом С.И. выступает инновация как социальный процесс.  Предметом С.И. являются социальные механизмы, регулирующие процессы зарождения, разработки, внедрения, адаптации и интеграции инноваций в различных сферах жизни общества - социальной, экономической, политической, культурной и т. д. С.И. исходит из представления об инновации как закономерном проявлении функционирования механизма общественной координации в условиях полноценного функционирования основных социально-экономических законов: разделения труда, перемены труда и конкуренции при их органичном взаимодействии. Воплощаясь в ходе инновационного поведения социальных субъектов, инновация выступает способом развития индивидов, коллективов, социальных сообществ и, наконец, общества в целом. Поэтому специфика подхода С.И. к изучению своего объекта заключается в рассмотрении инновации как способа существования социальных систем.

Названные методологические основания С.И. тесным образом связывают ее с другими специальными социологическими теориями, занимающимися исследованием основных условий и форм жизнедеятельности общества, среди них: социология бизнеса, социология менеджментасоциология предпринимательствасоциология трудаэкономическая социология.  Это обусловливает близость категориальных аппаратов названных теорий с системой категорий С.И.

Внутри специфической группы основных понятий С.И. выделяются: инновационный образ мышленияинновационная культураинновационное поведениеинновации социальные,  инновации культурные  и др. Сущность инновационного образа мышления заключается в ориентации его носителей на осуществление перманентных нововведений в сферах своей деятельности. Инновационный образ мышления является, с одной стороны, предпосылкой формирования инновационной культуры социального субъекта, а с другой - он сам развивается на основе содержащихся в культуре норм и правил организации нововведений. Внешним проявлением мыслительных процессов по поводу осуществления инноваций выступает инновационное поведение индивидуальных или коллективных социальных субъектов, связанное с обновлением способов либо преобразованием объектов их деятельности. При помощи разработанной системы категорий С.И. описывает и объясняет в рамках своего предмета исследования специфические способности социальных механизмов регулировать "инновационный цикл" от зарождения либо привнесения в социальную систему идеи нововведения до ее внедрения и далее - до состояния интеграции, трансформирующей с течением времени инновацию в традицию. Полный "инновационный цикл" насчитывает 5 этапов: зарождение (привнесение); апробация (селекция); адаптация; интеграция; утилизация. При этом, с одной стороны, на каждом из этапов на протекание инновационного процесса значимое влияние оказывают социальные - объективные и субъективные - характеристики носителей инновационного образа мышления, воплощающих на практике инновационный тип поведения, а с другой - сама инновация способна оказывать заметное влияние на изменяемые характеристики социальных субъектов.

Таким образом, в силу особенностей протекания описанных процессов, С.И. определяет социальный механизм  регулирования инновационных процессов как устойчивую структуру взаимодействий социальных субъектов по поводу реализации конкретных нововведений, порождающую особую систему видов инновационного поведения этих субъектов. Качественное своеобразие результатов внедрения идентичных нововведений в разных социумах обусловливает цель С.И., которая состоит в оптимизации функционирования социальных механизмов, регулирующих протекание инновационных процессов в различных обществах. Данная цель предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, среди которых основными являются социологическая экспертиза социальной эффективности планируемых инноваций; социологическое прогнозирование динамики осуществляемых нововведений; разработка, в случае необходимости, компенсаторных социальных механизмов минимизации негативных последствий внедрения инноваций. Решая названные задачи, С.И. приобретает статус специальной теории, обеспечивающей социологическое "сопровождение" нововведений в различных сферах жизни общества.

О.В. Кобяк


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ" в других словарях:

  • Социология управления — это специальность научных работников социологических наук, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную),… …   Википедия

  • СОЦИОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА — специальная социологическая теория, изучающая функции, методы, принципы и приемы руководства людьми и трудовыми процессами в формальных и неформальных организациях. Объектом изучения в С.М. выступает управление как комплексное, целенаправленное… …   Социология: Энциклопедия

  • Диффузия инноваций — (англ. Diffusion of innovations)  это теория, которая стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются через разные культуры. Данная теория была популяризована американским социологом… …   Википедия

  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ —         совокупность концепций, методол. принципов, методов и познават. процедур культурология, знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение опр. практич. эффектов в этих областях. Поскольку… …   Энциклопедия культурологии

  • КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… …   Философская энциклопедия

  • Высшая школа экономики — Эта статья  об университете в Москве. Об университете в Праге см. Высшая школа экономики (Прага). Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) …   Википедия

  • Герчиков, Владимир Исакович — Герчиков Владимир Исакович Дата рождения: 24 мая 1938(1938 05 24) Место рождения: Москва, СССР Дата смерти …   Википедия

  • Государственный университет — Высшая школа экономики — (ГУ ВШЭ) Международное название State University Higher School of Economics …   Википедия

  • РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ —         одна из осн. функций культуры, связанная с обеспечением коллективных форм жизнедеятельности людей. Р.С. осуществляется в рамках организации социокультурной как процесс установления и поддержания опр. упорядоченности во взаимодействии… …   Энциклопедия культурологии

  • Гринин, Леонид Ефимович — Портал «Эволюция» …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «СОЦИОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ» >>